Промывка топливной системы

Остатки углерода на форсунках, во впускном тракте и на поверхности камеры сгорания ведут к серьезным проблемам. Исследования автомобильных инженеров показали, что закоксовывание происходит во многом вследствие недостаточного количества присадок в топливе и маслах. Смолистые и лаковые отложения могут появиться уже через 15–20 тыс. км пробега. Основу этих отложений составляют содержащиеся в российском топливе химические элементы, например сера или олефин. В немалой степени за образование отложений отвечает и исходный фракционный состав топлива. Под воздействием температуры, при которой приходится работать форсункам (до 120 °C), и давления (в распределенном впрыске – 3–5 бар) эти отложения превращаются в твердые наросты, не растворяемые бензином. Кроме того, из-за того же плохого качества используемого бензина топливная система современных инжекторных двигателей быстро забивается обычными примесями в виде песчинок и грязи. Забитая (закоксованная) форсунка начинает работать неправильно, изменяются направление и форма факела распыла, теряется производительность, возможно даже полное прекращение впрыска. Либо, наоборот, форсунка перестает держать давление и начинает лить бензин в цилиндр почти без остановки. Нарушением гидроплотности страдают и дизельные форсунки, особенно электронные в системах Common Rail, работающие под высоким давлением. Все эти случаи приводят к недостатку (переизбытку) топлива во время воспламенения, сильной разнице в подаче топлива по цилиндрам. Автовладелец при этом обычно жалуется на снижение мощности и приемистости, детонацию при разгоне, неустойчивые обороты в режиме прогрева и холостого хода, затрудненный запуск, особенно зимой, так как для обеспечения уверенного пуска двигателя в холодное время года требуется большее количество топлива. Наблюдается и увеличенный расход топлива.

ДИАГНОСТИКА - ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ.

Но все перечисленные проблемы могут быть вызваны и другими неисправностями, поэтому задача диагноста – понять первопричину по косвенным симптомам. Например, по увеличенному времени впрыска или по разнице несгоревшего топлива в тесте баланса мощности на мотортестере, с интегрированным газоанализатором. Конечно, лучшей диагностикой состояния форсунок является их демонтаж и проверка на производительность, качество распыла и герметичность на специальном стенде.

КАКОЙ МЕТОД ЛУЧШЕ?

Форсунки можно мыть без снятия с двигателя и со снятием. В первом случае процесс менее трудоемкий и простой. Однако при этом нет возможности его прямого контроля. Проверить качество работы можно только по косвенным признакам. Демонтаж форсунок позволит оценить степень загрязнения и проверить результат после промывки. Минусы заключаются в том, что процесс может потребовать замены уплотнений самих форсунок, уплотнений топливной рампы, а также иногда и уплотнений во впускном тракте. Кроме того, на некоторых типах двигателей снятие форсунок — достаточно трудоемкая и дорогостоящая процедура. Наш клиент не всегда готов тратить на промывку большие деньги.

СПОСОБ ПЕРВЫЙ. УПРОЩЕННЫЙ.

Этот способ самый простой и самый дешевый. Автовладелец покупает в магазине присадку, заливает в бак и ездит в штатном режиме. Производители автохимии предлагают широкий спектр подобных препаратов. Флакон обычно рассчитан на 40–80 л бензина. Мягкая промывка отмоет не слишком сильные отложения на всех компонентах топливной системы. Однако встречались и случаи, когда таким способом удавалось восстановить работающий с перебоями бензонасос или обратный клапан. Данный метод можно рекомендовать как профилактику владельцам новых автомобилей с чистыми магистралями. Посоветовать присадку также можно клиенту после профессиональной чистки системы на СТО, как способ отодвинуть по времени следующую. Производители автохимии рекомендуют осуществлять промывку с интервалом 2–10 тыс. км пробега в зависимости от «мощности» очистителя. Предпочтение лучше отдать известному производителю.

Плюсы: низкая цена присадки. Хороший эффект при отсутствии серьезных загрязнений. Очистка всей топливной системы.

Минусы: при сильном загрязнении проблему можно только усугубить, так как вся отмытая грязь окончательно забьет сетку или даже иголку форсунки. Отсутствие контроля выполненной работы.

СПОСОБ ВТОРОЙ. СОЛЬВЕНТНЫЙ.

 

Профессиональный способ промывки форсунок без снятия с двигателя заключается в применении специальных установок подачи моющего сольвента к топливной рампе. При этом система питания от бака отключается. Установки промывки бывают с одним и с двумя контурами. В первом варианте сольвент попадает в рампу напрямую, а бензин от погружного автомобильного насоса возвращается в бак по короткому кругу. В двухконтурной системе промывается и возвратная магистраль вместе с регулятором давления. Следует учесть, что если топливная система автомобиля сильно загрязнена, то применять одноконтурную установку нужно, только предварительно промыв рампу. Иначе грязь из нее может засорить форсунки окончательно, и потребуется демонтаж. Нужно заметить, что промывка на подобных установках обладает хорошей эффективностью. Специализированная литература приводит данные о положительном результате в 90% случаев. Оставшимся 10%, скорее всего, поможет вторичная промывка либо демонтаж форсунок.

Плюсы: быстрота операции. Кроме самих форсунок, очищаются еще и штоки впускных клапанов и камера сгорания.

Минусы: если двигатель сильно изношен, промывка может привести к потере компрессии из-за выжигания нагара в канавках поршней. Контроль качества промывки возможен лишь по косвенным признакам.

СПОСОБ ТРЕТИЙ. ДЕМОНТАЖНЫЙ.

Итак, лучшим способом достоверно узнать, в каком состоянии находятся форсунки, а также предоставить клиенту гарантию на работу, является демонтаж форсунок. Снятый инжектор можно продиагностировать на стенде, помыть химией и ультразвуком. Для этого форсунки устанавливают либо на специальный стенд, имитирующий работу впрыска на всех режимах (вместо бензина подается все тот же сольвент), либо опускают в ультразвуковую ванну. При помощи стенда можно обеспечить подачу моющего раствора под необходимым давлением, наблюдая визуально факел распыла и контролируя процесс электроникой. Если установка показала, что инжектор не соответствует заводским параметрам или же производительность форсунок различается более чем на 5%, то необходима повторная мойка.
Плюсы: гарантия качества. Возможность отбраковки вышедших из строя форсунок. Позволяет справиться с любым загрязнением.
Минусы: высокая стоимость стенда. Сложность демонтажа форсунок на некоторых двигателях. Промываются только сами форсунки, топливная рампа и бензопроводы остаются грязными.

СПОСОБ ЧЕТВЕРТЫЙ. КОМБИНИРОВАННЫЙ.

Промывая форсунки сначала прямо на двигателе, а потом на стенде, можно добиться максимально эффективных результатов. Некоторые стенды предусматривают подачу сольвента в форсунку еще и в обратном направлении, что позволит максимально очистить все скрытые полости. На стенде же можно проверить герметичность форсунки в закрытом состоянии. Она должна держать на 10% больше номинального давления.
Плюсы: промывается топливная система и сама форсунка. Возможность предоставления гарантии качества клиенту. Максимальная степень очистки.
Минусы: высокая стоимость и трудоемкость операции. Необходимость закупки двух установок промывки.


ПОДВОДНЫЕ КАМНИ.

При промывке инжектора со снятием с двигателя необходимо обратить внимание на то, что некоторые типы форсунок часто имеют сменные фильтры тонкой очистки. Их, а также съемные колпачки, расположенные в рабочей части форсунок, следует заменить новыми после промывки всей системы. Также при промывке форсунок со снятием нужно обратить внимание на чистоту всей системы. В случае ее сильной загрязненности стоит порекомендовать клиенту промыть рампу, магистрали, заменить топливные фильтры и очистить бензобак. Если этого не сделать, то через небольшой промежуток времени форсунки опять забьются. Какой метод выбрать для вашей СТО – решать вам.

Можем предложить такую схему:
1. При пробеге автомобиля 30–90 тыс. км рекомендовать клиентам профилактическую промывку на двухконтурной установке.
2. Если автомобилю не мыли систему более 100 тыс. км, то лучше произвести демонтаж, диагностику и промывку на стенде.
3. После промывки предлагать клиенту использовать моющие присадки в бензобак.

МЫТЬ ЛИ ПРЯМОЙ ВПРЫСК?

Обычный инжектор работает под давлением 3–5 бар. В двигателях с непосредственным впрыском бензина эта цифра увеличивается до 30–100 бар! Соотношение смешивания меняется от нормального λ-значения 1 (смесь воздух/топливо, 14,7/1) до экстремального в 50/1. Это чрезвычайно бедная смесь, в результате расслоенное сгорание делает систему более чувствительной к засорению впускных клапанов и инжекторов. Большинство систем комбинированы с системой рециркуляции газов для снижения NOx в выхлопе. Вместе с системой вентиляции картера двигателя, до 30% выхлопных газов рециркулируется через впускную систему. Это ведет к увеличению образования отложений во впускных клапанах. Более высокая степень сжатия используется для улучшения качества зажигания и сгорания. Это может привести к риску повреждения из-за углеродных отложений или попадания жидкости в камеру внутреннего сгорания. В связи с тем, что период для впрыска, смешивания и зажигания короткий, чистота инжекторов приобретает еще большее значение, чем в классической инжекторной системе бензиновых двигателей. Образование загрязнений на впускных клапанах и в камере внутреннего сгорания приводит к уменьшению эффективности смешивания воздуха и топлива. Это ухудшает процесс сгорания. Инжектора высокого давления со многими отверстиями также становятся более чувствительными к «разрегулированию» из-за загрязнений. Для водителя это ведет к серьезным проблемам с запуском, провалам в акселерации, потере мощности, увеличению расхода топлива.Начальные симптомы устраняются химическими промывками без разбора аппаратуры с помощью сертифицированного профессионального оборудования (например, Wynn’s FuelServe) и рабочей моющей жидкости (например, Injection System Purge) со строгим соблюдением инструкции или специальным топливным очистителем для данных ДВС (например, Wynn’s DIP3 Liquid). В обоих случаях требуется также обязательная очистка впускной системы специальным аэрозольным продуктом (например, Wynn’s DIP3 Aerosol), иначе эффективность чистки будет низкой, в силу конструктивных особенностей двигателей.Рекомендации по регулярному использованию в прямовпрысковых ДВС специализированных топливных очистителей имеются у таких мировых автопроизводителей, как Toyota и Mitsubishi.


РАЗВЕНЧИВАЕМ МИФЫ.

Сознанием автомобилистов, да и работников сервиса управляют мифы и легенды, связанные с промывкой топливной системы. Зачастую они являются ошибочными. Давайте попытаемся разобраться.

Миф № 1. Химия убивает двигатель.
Эту самую химию спокойно использует весь мир. В условиях повсеместного применения грязного топлива вся надежда – на промывку. Единственное, что нужно учитывать, так это степень загрязненности двигателя. Если топливная система слишком давно не обслуживалась, то самостоятельная промывка может привести к ухудшению ситуации из-за скопления грязевых отложений в рабочем поле иглы форсунки.

Миф № 2. Ультразвук убивает форсунки.
Убивают форсунки неквалифицированные мастера в собственном гараже. Многие умельцы частенько не имеют ни малейшего представления даже о том, что на форсунку приходит вовсе не 12 В, а 3–4. Таким образом, форсунку убивают не ультразвуком или сольвентом, а высоким напряжением.

Миф № 3. Химические промывки выводят из строя ТНВД в моторах с прямым впрыском.
Ранее в бензиновых двигателях с непосредственным впрыском топлива, например «тойотовских» 3S-FSE, имелись конструктивные недостатки насоса высокого давления, из-за которых такие двигатели оказывались в ремонте. Причина: ускоренный износ плунжера механическими частицами, попавшими ранее в топливо, или дефект сальника, в результате чего топливо начинало проникать в масляную систему, что приводило к разжижению моторного масла и потере его смазывающих свойств. Авто владелец обращался в сервис, и попытка очистить топливную систему очищающей жидкостью не давала положительного эффекта. Мало того, из-за стечения обстоятельств происходили серьезные неприятности с двигателем после промывки. Первопричина поломок заключена не в очищающем составе, а в ранее используемом топливе и некачественном топливном фильтре. Дешевые низкокачественные топливные фильтры для данных двигателей намного опаснее, нежели чем сертифицированный очищающий состав.По информации дилерских СТО Toyota-Lexus, в новых двигателях компании Toyota, оснащенных системой непосредственного впрыска, таких проблем уже не возникает. Конструктивно они более адаптированы к жестким условиям эксплуатации, исключены варианты попадания топлива в масло из-за дефекта сальника, конструкция насоса высокого давления в корне изменена.

Миф № 4. Химия – полумера. Ультразвук – лучше.
Споры об этом не утихают даже в среде профессионалов. Заметим, если клиент регулярно чистит систему самостоятельно добавками в топливо, старается заправляться на проверенной АЗС, регулярно меняет фильтр тонкой очистки, то проблем с загрязнением топливной системы возникнуть не должно. Снятие и диагностика форсунок чаще всего необходимы только в запущенных случаях. Причем и тогда наилучший результат покажет комбинация методов химия – ультразвук.

Миф № 5. Мыть нужно не реже одного раза в 10 тыс. км.
Каждый специалист назовет вам свою цифру. Однако, совершенно однозначного ответа по поводу частоты промывки дать нельзя. При использовании топлива европейского качества инжектор практически не требует чистки. Тем не менее производитель рекомендует менять форсунки в среднем через каждые 140 тыс. км. В России встретить бензин европейской чистоты практически невозможно. Следовательно, автовладельцу необходимо следить за уровнем загрязнения системы, заливать присадки в топливо и посещать диагностику. Многие СТО рекомендуют мыть форсунки не реже, чем через 20–40 тыс. км. Остается добавить, что все зависит от конкретного автомобиля, его возраста и качества топлива, которое заливает владелец. Поэтому строгих временных или количественных рекомендаций здесь быть не может.

Миф № 6. Дизельные форсунки промывать нельзя.
Совершенно точно дизельная топливная система поддается очистке ничуть не хуже бензиновой. Существует немало автохимии, позволяющей помыть форсунки безразборным методом. При этом от грязи избавятся и ТНВД, и топливопроводы. Кроме того, от обычной химии выгорят лаковые отложения в камере сгорания и на клапанах. Это подтверждается хотя бы тем, что после промывки зачастую требуется регулировка клапанов. Также промывка топливной системы дизельного двигателя в большинстве случаев выравнивает компрессию в цилиндрах, если ее нарушения вызваны не механическими повреждениями. Следует учесть, что рекомендации по осуществлению промывки имеются даже у производителей топливной аппаратуры, например Delphi, а это уже серьезный аргумент в пользу регулярного применения качественных топливных очистителей.

Евгений Счастливцев, менеджер по региональному развитию ООО «ИНТЕРАВТО», г. Иркутск:
ПРОМЫВКА ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ ЦЕЛЕСООБРАЗНА.
Согласно технической документации для дилерских СТО, компанией VAG был исследован целый ряд способов очистки, с помощью которых удалялись остатки закоксовывания. Самым эффективным оказался метод впрыскивания очищающей смеси при работающем двигателе. Для реализации данного метода применяется специальное оборудование для подачи очищающей смеси в топливную систему. На сегодня нет ограничений по обслуживанию топливных систем данным способом, ни по дизельным двигателям, оборудованным современными системами подачи топлива под высоким давлением, ни по бензиновым двигателям, в том числе с системами непосредственного впрыска, так как технических препятствий для этого не существует. Кроме того, автовладельцы, выполняющие рекомендации производителя автомобиля по регулярному использованию специального топливного очистителя, не имеют проблем в работе двигателя из-за загрязнений, и это факт, подтвержденный на практике, в том числе и дилерскими СТО. В двигателе все системы взаимосвязаны друг с другом – например, нарушения в работе топливных форсунок приводят к образованию нагара в камере сгорания, который со временем приводит к поломке двигателя, а на начальной стадии появляется повышенный расход масла на угар и наблюдается загрязнение масляной и впускной системы. Таким образом, можно сделать вывод, что с помощью сертифицированной очищающей жидкости или специализированной присадки в топливо вполне реально предотвратить ряд конкретных технических проблем на начальной стадии загрязнения топливной системы. В более сложных случаях, когда неисправность несет комплексный характер, то есть в двигателе имеются критический уровень загрязнений, механические дефекты, а также нарушения в работе электронных систем управления, применяется комплексный, последовательный подход. Промывка топливной системы в данном случае имеет просто диагностический характер, однако следует не забывать, что существуют и специализированные химические продукты, например для очистки камеры сгорания, достаточно эффективно восстанавливающие штатные параметры в работе двигателя (естественно, при отсутствии механических неисправностей в цилиндро-поршневой группе, так как никакие очищающие смеси не устраняют механические дефекты в двигателе).