Пневмоинструмент: спрос рождает предложение

оссийскому рынку пневматического инструмента присущи такие особенности, о существовании которых западные аналитики даже не подозревают.

На рынке представлено немало популярных компаний, имеющих хорошую репутацию, – их продукция известна, проверена временем и обладает высоким качеством.Выбирая инструмент этих производителей, предприятия долгие годы не сталкиваются с проблемами, связанными с его ремонтом.

Условно все представленные бренды можно разделить на две категории.К первой, которую выбирают крупные и средние автосервисы, относятся такие,как Ingersoll Rand, Festool и Rodcraft, Chicago Pneumatic. Бренды высшей категории» это не только сервисная сеть и гарантия, но и «технологичность», т.е. инструмент РЕАЛЬНО удобнее в работе, он эргономичен, имеет низкий уровень шума и вибрации и т.п. Да эти бренды дороже, но компании вкладывают заработанные в деньги в новые разработки! Это не просто маркетинговый ход как продать подороже. На вторую категорию обычно падает выбор мелких СТО, ограниченных в денежных средствах. В эту категорию входят KingTony и JonnesWay, которые заслужили репутацию производителей качественного слесарного инструмента и сейчас активно развиваются, а при низкой цене обеспечивают достойный уровень исполнения. Такой инструмент способен работать долгие годы при условии, что не будет использоваться крайне интенсивно.

Обычно при необходимости ремонта инструмента первой категории обращаются в сервисные службы, а инструмент тайванского производства, как правило, в ремонт не относят. Кстати, как показывает практика, качественный инструмент сам по себе ломается нечасто и большинство случаев, признанных гарантийными, на самом деле таковыми не являются. Чаще всего причиной «поломки» становится ненадлежащее качество воздуха. Особую группу составляют совсем мелкие мастерские, которые зачастую не имеют опыта работы с хорошим инструментом, да и денежных средств у них совсем немного. Поэтому и обращаются они к дешевым китайским и тайванским брендам. Почти каждый месяц на российском рынке появляется новый бренд, ранее никому не известный. Про качество исполнения в этом случае говорить не приходится, но при выборе люди часто руководствуются убеждением, что для разовых работ такой инструмент вполне подойдет. Примечательно, что инструмент этот довольно успешно продается, несмотря даже на то, что имеет гарантию сроком всего 4-6 месяцев, а в соответствии с российским законодательством минимальный срок гарантии должен составлять 1 год. При этом если тайванские производители, отнесенные выше ко второй категории, пытаются осуществлять послепродажный сервис, то в случае поломки китайского инструмента в большинстве случаев его приходится выкинуть – ведь для него не предусмотрен ни сервис, ни продажа запчастей.

Глобализация

Известные бренды, как правило, входят в состав какого-либо холдинга. Так, например, компания Chicago Pneumatic включает не только американский бренд Chicago Pneumatic, который уже хорошо известен на российском рынке.

Стоит отметить, что глобализация проявилась не только в сосредоточении нескольких брендов в одних руках, но и в географии производств. Так, Chicago Pneumatic имеет свои заводы не только в Америке, есть также завод в Японии, и в Тайване (впрочем, как и многие другие производители), что в принципе не сказывается на качестве, но позволяет снизить цену в интересах конечных пользователей.

Как правило, большинство известных брендов представлено в сфере полупрофессионального и бытового инструмента – кроме Chicago Pneumatic это Ingersoll Rand, Dynabrade, Kawasaki, Festool (довольно популярный, но при этом недешевый), а также тайванские инструменты хорошего качества: KingTony, Force и JonnesWay. По остальным брендам, представленным в России, пока информации немного, хотя за рубежом они известны не один десяток лет.

В настоящий момент глобальным конкурентом всех вышеперечисленных брендов являются новые азиатские бренды. Хотя, конечно, они проигрывают по качеству уже упомянутым брендам.

Существуют и отечественные компании, которые уже много лет занимаются производством пневмоинструмента, наиболее известная марка среди них – ИП. Но инструмент этот иного уровня и используется преимущественно на крупных российских заводах. Увидеть его в автосервисах практически нереально.

Основа выбора

Планируя оснащение предприятия, предприниматели не всегда четко представляют, какой объем работ предстоит осуществлять ежедневно их персоналу, и зачастую выбирают совсем не тот инструмент, который необходим. При этом они нередко удивляются, почему похожий на первый взгляд инструмент стоит гораздо дороже. Хотя совершенно очевидно, что цена зависит от качества исполнения и материалов. Например, инструмент имеет ндустриальный огромный ресурс даже при условии непрерывной работы. Однако он не предназначен для автосервисного предприятия, хотя в условиях мастерской не исчерпает своих возможностей и через 10 лет.Что касается более простого инструмента, то он вполне может применяться в крупных сервисных центрах с большим потоком автомобилей. Хотя это скорее исключение, так как инструмент громоздкий и тяжелый (изготавливается только из металла, без использования композитных материалов) и отнюдь не универсален.
На ситуацию заметно повлиял прошлогодний кризис – если ранее еще встречались владельцы автосервисов, которые покупали подобный инструмент, оценивая его надежность и огромный запас прочности, то теперь и они пересмотрели свои взгляды, отдавая предпочтение более простым приспособлениям.

Популярный инструмент

При рассмотрении видов инструментов обнаруживается, что у таких брендов, как Chicago Pneumatic, Pneutrend, Force и аналогичных, из всего ассортимента наиболее остребованы гайковерты ударного действия различных моделей, с разным крутящим моментом и муфтами. Они занимают почти 90% продаж оборудования для автосервисов – чаще всего это пара: простой компрессор и гайковерт. Второе место, хотя и с заметным отрывом, занимают храповые гайковерты, или, как их еще называют, «трещетки». А гидроимпульстные гайковерты по причине своей высокой цены на автосервисах практически не используются.

Следует отметить одну особенность – гайковерт предназначен, прежде всего, для откручивания, а не для закручивания. Но в целом если корректно использовать инструмент, можно добиться относительно точных значений по передаваемому моменту.
Другое дело, что передаваемый момент отличается от того, который получается на соединении. В результате чего гайки или болты могут не закрутиться до конца. Это зависит от множества причин – таких как загрязнение резьбы, ее целостности, наконец, давления воздуха в магистрали. Например, если резьба замята, то гайковерт докрутит
гайку лишь до того места, где начинается замятие. Конечно, использовать
гайковерт при закручивании можно – это значительно ускоряет работу, но после этой манипуляции крепеж необходимо проконтролировать динамометрическим ключом.
При наличии в автосервисе кузовного цеха количество используемого
пневматического инструмента увеличивается. Здесь уже находят применение пневматические шлифовальные машинки и зубила. Остальные пневмоинструменты, а именно: дрели, шуруповерты, лобзики и пр. – представлены в каталогах производителей в полном объеме, но по степени востребованности автосервисами отодвинуты на задний
план. Обычно все операции, на которые они рассчитаны, выполняют с помощью
обычных электроинструментов. Автосервисов, оборудованных полным комплексом пневматического оборудования (имеются в виду оснащенные практически всеми видами
инструмента с разводными магистралями и единым компрессором), в России немного. И представлены они, прежде всего, крупными станциями официальных дилеров автомобильных марок. Остальным это просто не по карману – чтобы оснастить авто-
сервис всем необходимым пневмоинструментом, единовременно требуется
вложить огромную сумму. Да и с технологической точки зрения это сложно: требуется точный расчет, причем на этапе строительства здания, множество магистралей и соединений, фильтров и лубликаторов. Однако справедливости ради следует отметить, что в дальнейшем такие вложения окупаются (пневмоинструмент экономичнее электрического), однако ждать придется довольно долго.

Тем не менее постепенно все оснащение сервисов будет меняться в сторону
перехода к полному спектру пневмоинструмента. И это во многом обусловлено не только выгодой, но и безопасностью. Объяснить это можно тем, что в условиях сервиса при использовании в качестве носителя энергии воздуха риск возникновения опасных ситуаций гораздо меньше, чем при использовании электричества.

Выводы

При выборе инструмента для автосервиса не стоит торопиться, прежде необходимо произвести все необходимые расчеты. В последнее время из-за сложной экономической ситуации на автосервисах наблюдается следующая тенденция – не уверенные в завтрашнем дне предприниматели стараются сэкономить, приобретая дешевый инструмент. К тому же купить его можно сразу, практически на любом рынке – не надо делать предварительных заказов и ожидать поступления. Но, учитывая низкую надежность такого инструмента, подобный вариант может оказаться более затратным, нежели покупка качественного и дорогого. Поэтому при наличии средств желательно приобретать полупрофессиональный инструмент производителей с хорошей репутацией, нежели играть в лотерею. Особенно это справедливо, если на станции ежедневно обслуживается большой поток автомобилей и поломка инструмента может привести к простою. Здесь вполне походит пословица «скупой платит дважды».

Ассортимент любой солидной компании, торгующей на российском рынке, таков, что может обеспечить спрос как мелкой мастерской, так и крупного автосервиса.