Классика жанра: двухстоечные подъемники

Количественный рост автомобильного парка страны способствует значительному расширению рынка автосервисных услуг. Оснащение автосервиса оборудованием, как правило, начинается с приобретения автомобильных подъемников. Классика автосервиса – вухстоечный подъемник.

Двухстоечные подъемники можно назвать самым популярным оборудованием СТО. Это объясняется в первую очередь их функциональными возможностями – они обеспечивают свободный доступ ко многим узлам и агрегатам автомобиля. В частности, на двухстоечных подъемниках можно проводить обслуживание двигателя, ремонт подвески и выпускной системы.

Главное преимущество «двухстоечников» – низкая цена. Уровень цен двухстоечных подъемников российского и импортного производства, в зависимости от комплектации, составляет от 65 000 до 500 000 руб. К недостаткам двухстоечных подъемников стоит отнести большую занимаемую площадь. Двухстоечные подъемники различаются по исполнению привода, расположению стоек, рамные и безрамные, с нижней и верхней синхронизацией. По исполнению привода подъемники выпускаются с электромеханическим и электрогидравлическим приводом.

Самые простые – электромеханические подъемники – имеют одномоторную конструкцию. Долговечность такого подъемника зависит от исполнения пары «винт-гайка», а также способа передачи усилия на вторую стойку. Крутящий момент на вал второй стойки может передаваться с помощью цепной, ременной или карданной передачи. Цепь и ремень, как известно, имеют свойство «растягиваться» и загрязняться, поэтому вариант с «карданом» более надежный. Такой привод состоит из пары угловых редукторов, конические шестерни которых вращаются в наполненных маслом герметичных корпусах.

Элементы передачи усилия спрятаны в напольный или углубленный в пол короб. Выступающий напольный короб несколько затрудняет закатывание автомобиля перед установкой на подъемник, мешает передвижению сотрудников и технологического оборудования (в частности, установок для сбора отработанного масла), а углубленный пол требует дополнительных работ по установке подъемника.

Подъемники с электрогидравлическим приводом имеют преимущество по сравнению с электромеханическими по скорости подъема и опускания, но проигрывают по цене изделия (на 15–20%). Рабочий орган «гидравлики» – это расположенный в одной
стойке и связанный с кареткой гидроцилиндр, приводимый в действие электрическим насосом. Более совершенные электрогидравлические подъемники имеют по одному гидроцилиндру на каждую стойку.

Подъемники асимметричной конструкции стоек по сравнению с симметричной схемой обеспечивают беспрепятственный доступ к дверям автомобиля, большую свободную площадь под автомобилем. Недостаток такого подъемника – асимметричная нагрузка на стойки подъемника, поэтому необходимо более жесткое крепление стоек к полу.

По исполнению «двухстоечники» можно разделить на подъемники безрамной конструкции и подъемники с напольной рамой. В последнем случае стойки подъемника монтируются на раме, что снижает требования к фундаменту. Также к достоинству этой конструкции следует отнести небольшую габаритную высоту, позволяющую использовать подъемник с низким потолком. Подъемники безрамной схемы имеют верхнюю балку, которая значительно снижает нагрузку на опоры подъемника и позволяет установить его на основании с помощью простых анкерных болтов. Балка позволяет смонтировать систему привода вверху подъемника и получить в рабочей зоне ровный пол. Кроме этого, отсутствие напольной рамы позволяет получить рекордно низкую высоту подхвата, что
дает возможность обслуживать автомобили с низким дорожным просветом (клиренсом).

Важным вопросом является синхронизация работы стоек. Один из самых простых, но достаточно надежных способов – это цепная синхронизация. В этом случае ходовые винты связаны между собой цепью. Цепь не испытывает рабочих нагрузок, а лишь уравнивает скорость вращения винтов.

Синхронизация подъема в двухмоторных электромеханических устройствах, где каждую стойку «обслуживает» отдельный двигатель, осуществляется с помощью троса, который вращается в П-образном кожухе верхнего расположения (механическая синхронизация) либо посредством электронного управления частотой вращения двигателей. Автомобильные подъемники с нижней синхронизацией имеют большую популярность, чем с верхней синхронизацией, так как верхняя синхронизация требует помещения с более высокими потолками.
По грузоподъемности подъемники двухстоечные выпускаются от 2,5 до 5 т. и расстоянием между стойками от 2,5 до 3 м. Время подъема автомобиля на полную высоту составляет от 45 до 65 секунд.

Рынок подъемников: спрос и предложение

К российским производителям двухстоечных подъемников относятся фирмы ЗАО «ДАРЗ» (г. Дмитров), ОАО «Автоспецоборудование» (г. Псков), НПО «Компания Сивик» (г. Омск), ЗАО «АвтоТехСнаб» (г. Челябинск), ОАО «ФОРМЗ» (г. Глазов), ОАО «Инкост» (г. Чебоксары). К основным зарубежным фирмам, поставляющим двухстоечные подъемники в российский рынок, относятся: Ravaglioli, Nussbaum, Space, Hofmann, OMA, Orlandini, Rotarу и др. В заключение можно отметить, что спрос в России на двухстоечные подъемники остается стабильным. По результатам маркетинговых исследований, опубликованным в одном из специализированных изданий, в московских автосервисах электрогидравлических и электромеханических подъемников почти поровну (44,3 и 41%). Общий показатель двухстоечных подъемников в Москве составляет 85,3%, а в Подмосковье – 77,7%. Наиболее востребованными брендами подъемного борудования в Москве и Московской области оказались: «ДАРЗ», Ravaglioli и Nussbaum.

Московский показатель дмитровских подъемников – 22,5%, Ravaglioli – 17,6%, Nussbaum – 8,3%, в Московском регионе: дмитровские подъемники занимают 38,4%, Ravaglioli – 16%, Nussbaum – 8%. Успеху дмитровских подъемников способствуют подъемники серии П-97М, сочетающие в себе доступную цену и хорошее качество. Актуальное предложение независимым CТО – это подъемник П-97МК «Лидер». Его конструкция позволяет поднимать автомобили разных классов – от иномарок с низкой подъемной высотой до рамных «ГАЗелей» и внедорожников и микроавтобусов.